27 Ноя 2014

КМ Russia 2014

26-27 ноября в Москве состоялся V Международный бизнес-конгресс Knowledge Management Russia. 10 мировых экспертов, представители 10 крупных компаний и 10 самых быстро развивающихся средних бизнесов России обсудили важность знаниевых активов в компании, поделились опытом внедрения Knowledge Management, а также показали, как можно с другими участниками рынка сотрудничать и совместно создавать инновационные продукты.

Основными темами KM Russia 2014 стали сотрудничество (Collaboration), создание инновационных высоконкурентных высокомаржинальных продуктов совместно с участниками рынка (Co-creation & Innovation). На событии состоялся обмен опытом между компаниями, которые успешно внедряют Knowledge Management, создают инновации и конвертируют ключевые знания компаний в ценность и прибыль. На мероприятии присутствовали представители Корпоративного Университета «РЖД», КИ «Газпром», «Лукойл», ГК «Росатом», компании «Лента», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром нефть», «Сбербанк», «Автоваз», «Леруа Мерлен», «Магнит», Glance и др. Ряд практикующих команд приняли решение совместно создать адаптированную к российскому рынку для разных товарных категорий методичку о том, как сотрудничать и создавать успешные инновационные продукты в партнерстве.

На событии выступили лучшие эксперты мирового уровня, которые развивают бизнес с помощью Knowledge Management в более чем 50 странах мира. Это такие эксперты как Рон Янг (Knowledge Associates Cambridge, Великобритания), Найоки Огивара (Asian Productivity Organization, Япония), Ларри Прусак (Knowledge Management Institute, США), Дэвид Гуртин (Gurteen Knowledge Community, Великобритания), Джон Гирард (Университет Майнот, США), Вадим Ширяев (Содружество организаций по развитию бизнеса, Россия), Олег Лавров (KM Alliance, Россия) и др.

Ларри Прусак/Larry Prusak, Институт управления знаниями (США):
«Чтобы создать ноу-хау, нужно 10-13 лет труда. Но этот процесс можно ускорить с помощью сотрудничества (Collaboration) — как на организационном уровне, так и на межорганизационном. По-настоящему ценные знания для компании — ноу-хау — нарабатываются опытом, практическим участием и сотрудничеством членов команды, совместным созданием инновационных решений. Также важно сотрудничать на межорганизационном уровне: не просто жать руки партнерам, а делиться знаниями. Процесс коллаборации создает сети ценных для компании знаний. А знания в XXI веке — то же самое, что уголь в XIX веке, нефть — в XX».

Рон Янг/Ron Young, Knowledge Associates Cambridge Ltd (Великобритания):
«Все знания знать невозможно. Поэтому нужно выделять ключевые знания для компании (ее активы) и развивать именно их. Лучший актив — команда, сформированная из вовлеченных и знающих людей (экспертов). Управление знаниями должно стать работой каждого сотрудника в компании».

Найоки Огивара/Naoki Ogiwara, Asian Productivity Organization (Япония):
«Для внедрения Knowledge Management важна поддержка собственника (спонсора) и энергия лидера. Внедряя культуру обмена знаниями, работайте с теми 10% сотрудников, которые 100% «за» и вовлечены этой идеей — их энергии будет достаточно, чтобы постепенно «заразить» других. Прежде всего, обратите внимание на физическое пространство, в котором работает коллектив. Если сотрудники работают с ощущением, что они, как цыплята на ферме, измените их физическое пространство — так вы повлияете на поведение людей. А это может повлиять на их мировоззрение».

Владимир Лещенко, начальник отдела системы управления знаниями ЗАО «Наука и инновации», Госкорпорация «Росатом»: 
«Среди стратегических целей госкорпорации Росатом — повышение экономического результата компании в России и на глобальном рынке, долгосрочная конкурентоспособность (устойчивость на рынке) и технологическое лидерство. Без Knowledge Management в современных условиях технологическое лидерство невозможно.
Knowledge management должен быть не только декларацией, а частью бизнес-процесса. Важный фактор внедрения — четкие цели и задачи внедрения системы управления знаниями и создание культуры обращения со знаниями. Система управления знаниями (СУЗ) Госкорпорации Росатом на данный момент позволяет решить следующие задачи: выявление и формализация неявных знаний путем работы с носителями критически важных знаний, оцифровка бумажных архивов отрасли (более 1 млрд листов), снижение дублирования результатов НИОКР за счет использования системы Антиплагиат, формирование единого хранилища научно-технической документации (корпоративная электронная библиотека), развитие коммуникационной среды путем внедрения социальной сети научных экспертов. И, кроме того, в компании активно развивается политика по управлению интеллектуальной собственностью, включая единую методологию с поддержкой информационной системы (ИСУПРИД).

Павел Безяев, руководитель направления по управлению знаниями, ОАО «Газпром нефть»: 
«Knowledge Management – это, прежде всего, управление коммуникациями. И только затем — управление формализованными знаниями. Инструментов для формализации знаний много, а вот выстроить соответствующую корпоративную культуру для коммуникаций и доверия между сотрудниками очень сложно. Площадкой формирования культуры обмена знаниями и удаленного обучения в «Газпром нефть» должен стать портал e-learning. Портал будет работать на вовлечение сотрудников в процесс развития и сотрудничества, через базу качественных интерактивных курсов, геймификацию и удобные инструменты взаимодействия и коммуникации. Планируется, что портал e-learning заменит внутреннюю социальную сеть компании».

Максим Гросул, главный специалист Департамента технологии и производственного планирования ОАО «ЛУКОЙЛ»:
«Обмен опытом и знаниями — важный инструмент повышения эффективности бизнеса. С 2007 года в Блоке нефтепереработки, нефтехимии, газопереработки ОАО «ЛУКОЙЛ» функционирует информационная система «СПИК» (Система поддержки инновации и коммуникации). «СПИК» базируется на принципах Управления знаниями и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата Компании, дочерних организаций Группы (НПЗ, НХП, ГПЗ, проектный институт), а также потребителей и лицензиаров. Эффективность взаимодействия в рамках Системы обеспечивается благодаря концентрации интеллектуальных ресурсов в едином информационном пространстве, в том числе экспертной поддержке, актуальной базы знаний (в виде лучших практик, научно-технической информации) и возможности оперативного внедрения (тиражирования) решений.
За период 2007-2014 годы благодаря использованию СПИК достигнуты результаты: экономический эффект – около $250 млн., улучшений в виде лучших практик – более 120».

Основной вывод, к которому пришли все участники KM Russia: знания — это самый дорогой актив компании. Если раньше лидерами рынка были компании преимущественно с материальными активами, то сейчас первенство принадлежит компаниям, ключевыми активами которых являются нематериальные ресурсы. Управление знаниевыми активами ведет к повышению ценности бизнеса, влияет на позиционирование (знаниевые активы легко ложатся в основу позиционирования, являются хорошим катализатором как его силы, так и защищенности с точки зрения уникальности и неповторимости), а также неизменно приводит к созданию высокомаржинальных высококонкуентных продуктов и помогает строить более доверительные и долгосрочные взаимоотношения с клиентом.

Участники события также отметили, что инвестиции (время и деньги) в развитие команд и ключевых знаниевых активов гарантировано приводят к улучшению позиции компании на рынке.